?

Log in

No account? Create an account

В плане на октябрь стояло узнать наконец биографию матери Терезы. Надоело откладывать это на потом, которое никогда не настанет. Выкопала пару книг (которые прочитать ещё не успела) и фильм по "Культуре", очень американский, в котором, как обычно, больше говорят не о человеке или событии, а о СВОИХ чувствах и переживаниях по этому поводу. Но если кого интересует, ссылка здесь.
А меня среди хвалебных речей матери Терезе и возвышенных эпитетов вот что зацепило:
"В частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых "она не ощущала присутствия Бога вообще, «ни в сердце, ни в причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры: "Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, ... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда."
Это писала женщина, которую Католическая церковь причислила к лику святых, и пусть кто-нибудь скажет, что папа на этот раз ошибся.
В общем, пилите, Шура, пилите. Они золотые.

Comments

Я думаю, это показательно: какая разница, верила она в кого-нибудь или не верила? Не этим ведь запомнилась, а своими добрыми делами.
меня эти слова почему-то окрыляют, то есть сомнения и страхи свойственны на протяжении десятилетий даже святым, то что уж до меня, простой смертной. Про дела - да, сомневалась, но делала, так сказать, верила своими делами, а не мыслями.
Было бы грустно, если бы свои дела она делала только во славу бога, а не сами по себе. Значит, если бога нет, то и жить надо по другим правилам? Бояться некого? Стимула добрые дела делать нет?
твоя фраза напомнила киплинговское "если" и прошлонедельные мысли о том, что надо идти по дороге с сердцем.


спасибо, Алина.
я как Фома неверующая не сильно то и удивлена. Мне вообще кажется, что среди "священников", ну я имею в виду среди близких к церкви людей, вообще мало истинно верующих. Как можно верить в Бога после существования Святой инквизиции и крестовых походов?
я для себя этот вопрос решила просто, вопрос о религии - это всегда вопрос о власти, так или иначе.
Думаю, что сомнения Матери Терезы не имели отношения к инквизиции и институту церкви вообще. Они были скорее переживаниями личными, и потому мне близки.
думаю да, это я про ее переживания. хотя должны ж были быть причины, что она потеряла веру в бога? похоже она сильно переживала из-за этого
а вот папа сделав ее святой вероятно просто грамотно пропиарил церкву.
судя по её жизни, причины, чтобы усомниться в существовании Бога, были далеки от вопросов религии и власти. Просто она видела каждый день столько грязи и боли, они же с сестрами вытаскивали брошенных детей из мусорных баков, выбирали червей из ран умирающих... думаю, от безысходности, хотя трудно вообще об этом гипотетически рассуждать, брррр...
Насчет признания святой - такого человека, как она, нельзя было святой не признать, её за таковую считали ещё при жизни, до официального признания Католической церковью.
А мне стало интересно почему она так думала, переживала это. Неужели в своих делах, через свои дела она ничего "такого" не чувствовала? После этих строк складывается ощущение (хотя это может быть совсем не так), что она делала это больше из чувства долга и своего представления "что так правильно".
мне кажется, то, что создала Тереза, мощное движение, братство, объединяющее тысячи по всему миру, не может быть создано просто из чувства долга, все настоящее рождается только когда движется огромным желанием, сосредоточением всех душевных сил... мне так кажется. Человек долга без желания - жалкое зрелище (я сама порой бываю такая, и толку из этого никогда не выходит)
Вот поэтому-то и странно читать такие ее строки.
Мне кажется, что не может человек делая такое, не чувствовать нечто большее, чем просто оказание физической помощи. Это рано или поздно рождает в душе "большое и светлое" и дает внутреннее подкрепление для веры и даже уверенности.
Может она несколько "лукавила" или вкладывала другие понятия? Или писала с какой-то целью.

А вообще, если исходить из религии, в частности католической, то конечно внутри нее никакого Бога нет. Может она это чувствовала и выразила в этих словах?

(это я рассуждаю, пытаясь понять:))
Думаю, элементарная усталость и отчаяние, мне это знакомо.

Помнишь, Алина, ты как-то писала о небольшом участке жизни вокруг нас, который мы способны расчистить? Мне кажется, мать Тереза делала тоже самое, только ее участок был побольше, чем у нас.
А вобщем, да- пилите, Шура.
да, они золотые.
Тем больше уважения она вызывает. У меня тоже есть тереза, про которую еще с лета собираюсь почитать, та которая из Лавуазье, да?
святая Тереза из Лизье. В ее честь мать Тереза и взяла себе имя Тереза при постриге. Да, я тоже хочу почитать про неё.
Прости, пожалуйста, заговариваюсь на почве работы: это у меня были первые тихие 10 мин за день, и вот.
я узнала о св. Терезе из Лизье из книжки Гретхен Рубин "Проект "Счастье", вот даже специально закладочку себе сделала, сейчас поверила - да, точно, про неё Гретхен писала (она прочитала 17 книг о ней!). Я поставила себе книжку о св. Терезе Томаса Мертона "Семиярусная гора" и сборник воспоминаний самой св. Терезы "История одной души" в список к прочтению, если доберешься до них раньше меня, напиши свои впечатления плиз.
Лично мне был близок образ Сергия Радонежского и Серафима Саровского, из того, что я читала о них. В Сергии Радонежском - его внутренняя устремленность, некоторая строгость что ли, сдержанность и простота. В Серафиме Саровском - любовь и мягкость.
Конечно на самом деле, кто его знает какими они были. Сейчас для меня нет таких образов, а есть понимание, что все они были людьми. Например, слышала, что Серафим Саровский много курил и ругался матом. Это нисколько не умаляет их внутренней работы и "подвигов". Но только как известно "не сотвори себе кумира", даже из святого.
никогда не слышала про Серафима Саровского такого, хоть много о нем читала одно время, воспоминания духовных детей, много книг... Не знаю, как мог монах, особенно в 19 веке, в принципе курить, не могу себе этого представить.
А у меня нет избранных святых. Есть те, о которых знаю больше или меньше, я читала об этом много, жития и учения когда была в Православной церкви и пела на клиросе.

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com